Центр
образования №345
Электронный журнал
Учебный портал центра образования №345
Типовой сайт центра образования №345
Готовим ребенка к школе: Советы психолога

Поступление в первый класс – важный момент в жизни каждого ребенка. От того, как пройдет первый этап пребывания в школе, т.е. период социально-психологической адаптации ребенка к новым условиям, во многом зависит его дальнейшая жизнь. Дети далеко не с одинаковой успешностью «вживаются» в новые условия жизнедеятельности, и задача родителей психологически подготовить ребенка к школе.

Впереди лето, проведите его с пользой для вашего ребенка!

Первое, на что должны обратить внимание родители при подготовке ребенка к школе, это на развитие его внимания и памяти.

Приведем примеры самых простых игр, которые можно организовать в любой обстановке.

Игры, развивающие внимание и память ребенка

Исчезнувший предмет
На стол ставят несколько небольших игрушек. Ребенку предлагают запомнить, что находится на столе. Затем он отворачивается, а вы прячете какой-нибудь один предмет и предлагаете вашему ребенку отгадать, какой предмет исчез. Целесообразно постепенно увеличивать количество предметов (от 5 до 10).

Что изменилось?
На стол опять ставят несколько игрушек. Ребенку предлагают запомнить, в каком порядке они находятся на столе. Затем он отворачивается, а вы меняете местами несколько игрушек и предлагаете ребенку отгадать, что изменилось на столе. Как и в предыдущей игре, количество предметов постепенно увеличивается.

Найди различия
Перед ребенком кладут две картинки, кажущиеся на первый взгляд одинаковыми, но имеющими существенные различия. Ребенок должен найти эти различия. Данную игру можно проводить на время. Количество отличий необходимо указывать (подобные задания можно найти в детских журналах).

«Да» и «нет» не говори
Вы задаете ребенку разные вопросы. Он должен отвечать на них быстро, но не произносить запрещенные слова, т.е. «да» и «нет». Примерные вопросы:

  • Как тебя зовут?
  • Ты взрослый или маленький?
  • Ты ходишь в школу?
  • Ты живешь на небе?
  • Ты любишь конфеты?

Летит – не летит
Игра проходит за столом. Ребенок кладет на стол пальцы. Вы называете птиц, зверей, насекомых, цветы, деревья и т.д. При названии летающего предмета ребенок поднимает пальцы вверх. Игра должна проходить в быстром темпе. Успешность обучения ребенка в первом классево многом зависит и от того, насколько хорошо у него развита речь.

Игры, развивающие речь ребенка

Эхо
Перед игрой необходимо объяснить ребенку, что такое эхо. После этого ребенку предлагают поиграть в игру, в которой он будет исполнять роль эхо, т.е. он должен будет в точности повторять любой звук (звукосочетание), который услышит. Например: ба-па-па-ба; га-ка-ка-га;     да-та-та-да.

Какой, какая, какое
Вы называете любой предмет, а ребенок должен придумать как можно больше определений к этому предмету. Например, вы говорите «береза», а ребенок – «высокая, стройная, кудрявая, белоствольная». В эту игру можно играть как дома, описывая любые предметы, так и во время прогулки с ребенком.

Сочиняем вместе сказку
Вы начинаете сочинять сказку, а ребенок должен придумать к ней продолжение. Помогайте ему подбирать необходимые слова и выражения. Старайтесь учить с детьми как можно больше стихов. Заучивание и чтениестихов развивает память ребенка, его речь и воображение. Гуляя с ребенком, повторяйте названия деревьев, птиц, насекомых – всего, что видите и слышите вокруг.

Одним из показателей готовности ребенка к школьному обучению является уровень развития мелкой моторики. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Чем же можно позаниматься с ребенком, чтобы развить его руку?

  • Рисовать, раскрашивать, штриховать;
  • Обводить буквы по трафарету;
  • Вырезать мелкие фигурки;
  • Играть с конструктором и мозаикой;
  • Застегивать маленькие пуговицы и крючки;
  • Нанизывать крупные пуговицы и бусины на нитку;
  • Разминать пальцами пластилин и глину;
  • Мять руками поролоновые шарики; и т.п.

Очень полезно научить ребенка выполнять графический диктант. Дайте ему лист бумаги в клетку, на котором обозначена точка, она служит началом выполнения задания. Объясните ребенку, что он должен поставить карандаш на данную точку и, выполняя ваши команды, проводить линии, не отрывая карандаша. Например: «Проведи линию на 2 клетки направо, а теперь на одну клетку вниз, а сейчас одну клетку направо, затем три клетки вверх». Полученные узоры могут быть симметричными и не симметричными. Задания постепенно усложняются, увеличивается и темп диктанта.

А теперь еще несколько советов:

  • Как можно больше хвалите своего малыша, замечайте его малейшие успехи.
  • Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. Помните, ваш ребенок уникален.
  • Всегда говорите хорошо о школе и об учителях, даже если вам что-то не нравится. Помните, ребенок должен верить, что ему очень повезло, у него прекрасная школа и самая лучшая первая учительница.
  • Если у ребенка что-то не получается, объясните ему, что это не беда, ведь он только учится. Постарайтесь ему помочь.
  • Научите его самостоятельно пользоваться ножом и вилкой, аккуратно одеваться и складывать свои вещи, застегивать пуговицы и завязывать шнурки, пользоваться расческой, носовым платком и салфеткой.
  • Постарайтесь за лето укрепить здоровье ребенка. Больше бывайте с ним на свежем воздухе, играйте в подвижные игры, плавайте.

И главное – не стесняйтесь показывать вашему ребенку, что вы его любите, потому что дети, которые знают, что их любят, чувствуют себя спокойно, надежно и уверенно. А это самое важное!

Материал подготовила
педагог-психолог Центра
Нагирнер Елена Леонидовна

 
© ГБОУ г. Москвы центр образования №345, 2009-2012
Москва, Елоховский пр., д.1, стр.5. Тел.: (499) 261-8329